Мы используем куки-файлы. Соглашение об использовании
Город

«Район несбывшихся ожиданий»

Михаил Вербицкий, Полина Рашковская16 июля 2021 6 603
2021-07-30T11:07:39.943000+00:00
«Район несбывшихся ожиданий»
Прогулка с сотрудником Музея истории Екатеринбурга Анной Ладыгиной по Эльмашу, где находятся памятник пылесосу «Урал» и здание бывшего кинотеатра, переделанного в церковь

В 2019 году Музей истории Екатеринбурга презентовал интерактивный портал о районах города, который стал частью долгосрочного проекта «Екатеринбург — город 7 районов». В его рамках сотрудники МИЕ проводят экскурсии, выставки, мероприятия, а также выпускают путеводители и сувениры по микрорайонам. На прогулке с руководителем и редактором портала Анной Ладыгиной по ее родному Эльмашу мы узнали, где на районе искать могилу пылесоса «Урал», как здание кинотеатра «Родина» переоборудовали в Успенскую церковь, что не так с инфраструктурой Эльмаша и почему нужно изучать историю своего микрорайона.

Как Эльмаш мог превзойти Уралмаш по масштабам

Микрорайон Эльмаш появился в начале 1930-х годов. В это же время к западу от Верхотурского тракта (ныне проспект Космонавтов, — Ред.) строился другой индустриальный соцгород — Уралмаш. Тогда власти стали активно развивать промышленность в регионе, поэтому решили разместить на севере города, на территории современного Эльмаша, группу заводов ВЭО — Всесоюзного Электротехнического Объединения. Проект электротехнического комбината иначе как грандиозным не назовешь: 14 заводов, на которых должны были работать более 40 тысяч человек, а рядом — большой конструктивистский соцгород. 

Электротехнический комбинат Эльмаша мог достичь размаха «Уралмашзавода» — в плане производственных мощностей и количества занятых на заводах людей. Однако из-за недостатка финансирования из амбициозного проекта мало что воплотили в жизнь. Благодаря этог на Эльмаше сохранилось немало интересных «призраков». Например, возле станции метро «Уралмаш», на пересечении Машиностроителей, Краснофлотцев и Баумана, в середине 1950-х годов застраивалась «площадь Машиностроителей». В центре ее автор, архитектор Петр Деминцев, предполагал возвести монумент по типу Александрийского столпа в Питере. Колонны не случилось, да и сама площадь Машиностроителей на карты так и не попала. Эльмаш — это район несбывшихся ожиданий и утопий. На него не возлагали конкретных надежд, но было ожидание, что в Свердловск появится «город электрических машин». Проект группы заводов и соцгорода реально впечатляет, особенно сохранившиеся эскизы — там должны были быть аэровокзал, цирк, большая гостиница, и все это в очень новаторской авангардной архитектуре.

Перспектива Уральского Электромашиностроительного Комбината, из собрания Музея истории УЭТМ


Эскиз к проекту соцгорода Уралэльмашстроя, из собрания Музея истории УЭТМ


Рабочий поселок, из собрания Музея истории УЭТМ


Главными доминантами площади Машиностроителей стали три здания — жилой дом, мужское и женское общежития, возведенные заводом имени Калинина в стиле сталинского ампира. На первых двух этажах дома располагается одно из знаковых заведений Эльмаша — кинотеатр «Заря», построенный в 1955 году. После развала СССР для «Зари» наступили не самые лучшие времена, и она закрылась на реконструкцию. Кинотеатр вновь открылся только в 2009 году, войдя в сеть кинотеатров «Премьер-зал». После локдауна 2020 года «Заря» в своем старом виде так и не возобновила работу. Зато за реанимирование кинотеатра решила взяться команда «Премьер-зала». Теперь из него решили сделать культурный центр, как поступили с «Премьер-залом Омега», где будут пересекаться местные сообщества, проходить выставки, лекции, показы концептуального кино. В таком виде «Заря» работает с мая. Но пока здесь все неидеально: фасад здания постепенно рассыпается, а перед ним стоят и портят пространство бесконечные мусорные баки. Современных культурных площадок в Эльмаше, конечно, очень не хватает.

Проект клубной площади, 1949 год, ekb7.ru


Одна из особенностей Эльмаша заключается в том, что точки притяжения и активности находятся на границе с Уралмашем. Возле одноименной станции метро сейчас сосредоточены, пожалуй, все основные заведения общепита микрорайона. Обновленная «Заря» тоже может стать точкой притяжения современного Эльмаша.

Несмотря на многие недостатки, Эльмаш — мой район, в целом он мне, скорее, нравится. По моим ощущениям, Эльмаш всегда был довольно спокойным местом. И все-таки у меня периодически возникают мысли о переезде. Если бы в Екатеринбурге был идеальный район для жизни, то я бы туда уехала, но пока такого для себя не нашла. 

Могила пылесоса «Урал», открытый бассейн на заводе и церковь-кинотеатр

Я живу в 9-этажной брежневке на улице Красных Командиров. Рядом с моим домом в 2020-м году в рамках фестиваля «Стенограффия» появился мурал художника Кирилла Ведерникова. Он решил переосмыслить историю Уральских гор и изобразил на стене кузнеца Гефеста. В левой части изображены трубы, отсылающие к промышленному прошлому района. 

Мне нравятся конструктивистские квартиры и сталинки: очаровывают эркеры, высокие потолки, нестандартные планировочные решения, двухэтажность. Однако, как правило, в ремонт таких квартир нужно вкладывать очень много денег, чтобы сделать их комфортными для современной жизни. Альтернатива — новые жилые комплексы, и на Эльмаше их сразу несколько. «Брусника» в 2022 году достроит ЖК «Северный квартал» на улице Стачек, «Атомстройкомплекс» уже сдал «Квартал Энтузиастов» на переулке Замятина, УГМК возводит «Изумрудный бор» возле торгового центра Veer Mall. У каждого из них есть свои преимущества, но я всерьез не думала о том, чтобы переехать в новостройки Эльмаша.

Одно из самых знаковых строений Эльмаша — здание администрации Орджоникидзевского района. В 1940-е участок земли под этим зданием передали Уральскому турбомоторному заводу, и здесь началось строительство общежития. Но в итоге в этот дом на Бабушкина, 16 въехали райком КПСС и райсовет бывшего Куйбышевского района (им раньше назывался Эльмаш — Ред.). Ходит легенда, что два больших зеркальных диско-шара, которые долгое время стояли возле кафе «Отдых», раньше располагались около здания администрации, но их укатили! До наших дней здание на Бабушкина, 16 неплохо сохранилось. Кстати, именно его мы с иллюстратором Дмитрием Фатхиевым-Долоховым выбрали для эльмашевского значка в районной линейке сувениров.

На Бабушкина, 2 располагается Успенская церковь. Раньше на этом месте находился двенадцатый по счету в Свердловске кинотеатр «Родина», открытый в 1950 году. Здесь был обустроен зал на 400 зрительских мест, на стенах висели барельефы русских писателей и молодых советских героев. После передачи здания Русской православной церкви в 1994 году здесь открылась Успенская церковь. Хотя обычно бывало наоборот: из храмов делали разные учреждения, предприятия. Мне кажется символичной и ироничной такая смена смыслов: вместо кино, оружия пропаганды, транслирующего советскую идеологию, здание превратилось в рупор православия — одной из главных скреп новой России. И все это происходило вместе со сменой вывесок «Родина — Церковь».

На Эльмаше по-прежнему работают несколько заводов. На помпезной арке проходной Уральского турбомоторного завода на Фронтовых бригад, 18б красуется герб РСФСР, который весит больше двух тонн. С 1950-х по 1970-е годы на территории завода был настоящий открытый бассейн: здесь проходили в том числе соревнования по плаванию. Неподалеку, на Фронтовых бригад, 22, можно увидеть инженерный корпус УЭТМ (УралЭлектроТяжМаш — Ред.) — первую высотку Эльмаша, построенную в 1970-е. За 30 лет это предприятие выпустило больше 4,7 миллиона пылесосов «Урал», знакомых, наверное, каждому россиянину. В 2003 году рабочие сдали последнюю машину. На территории УЭТМ есть даже ее могила с мемориальной плитой: «Здесь покоится последний из пылесосов “Урал” №066199. Память о тебе в наших сердцах вечна. Дочь ООО “УЭТМ Быттовары”, мать ОАО “УЭТМ”».

«Любое историческое здание обладает капиталом, который нельзя перенести в новостройку»

В Екатеринбурге есть системная проблема с отношением к памятникам архитектуры. С одной стороны, местные общественники активно продвигают значимость конструктивизма и старинных зданий в целом, а с другой — на всю страну екатеринбуржцы уже известны как варвары, которые то и дело что-то сносят. Я писала диссертацию о конструктивизме с точки зрения брендинга и с тех пор слежу за всем, что с этим связано. 

Власти регулярно делают заявления о важности памятников архитектуры; те же застройщики сейчас активно включаются в диалог о культурном наследии. Однако ценные исторические дома сносят снова и снова, и весь смысл этих разговоров растворяется в воздухе. Непонятно, почему так происходит. Но ободряет то, что на сегодня есть уже достаточно много проектов и инициатив, связанных с архитектурным наследием Екатеринбурга. Общегородские и точечные, какие-то существуют много лет, другие появились недавно. Любопытно и то, что все чаще вокруг какого-то объекта, для его защиты, объединяются местные жители. Раньше коллективные осмысленные действия можно было ожидать только от градозащитных организаций с опытом. Есть ли шанс изменить в городе печальную ситуацию с исторической архитектурой — для меня вопрос открытый и острый.

В Екатеринбурге есть системная проблема с отношением к памятникам архитектуры


Любое историческое здание обладает культурно-историческим капиталом, который невозможно перенести на новое здание. Этот капитал складывается из архитектурных и инженерных особенностей, исторических фактов, событий и историй жителей. Такие объекты имеют ценность для города, общества и конкретных людей, связанных с этим местом. После сноса возместить эту потерю застройщик ничем не сможет. Дома с историей в Европе стоят гораздо больше и ценятся выше, чем новостройки. Россияне пока не до конца понимают их значимость и не видят их потенциал. Конечно, есть и старые дома без особой исторической важности, в которых жить сегодня небезопасно и некомфортно — такие, на мой взгляд, сносить стоит. Кстати, Эльмашу, в отличие от Уралмаша, где регулярно сносят памятники архитектуры, повезло больше: не помню за последние несколько лет подобных вопиющих случаев.

Почему парки Эльмаша не подходят для молодежи

На Эльмаше не очень развита инфраструктура. Есть базовые учреждения — сетевые магазины, школы и садики, бассейн «Турбинка», спортивный комплекс «Калининец». Но мне как горожанину с определенным набором запросов и требований этот микрорайон недостаточно комфортен. Бываю здесь обычно только по утрам и вечерам. Мне важны, например, заведения общепита — и с точки зрения возможности перекусить, и с точки зрения места для встреч. А на Эльмаше их почти не найти. Здесь нет даже нормальных кофеен, кроме, пожалуй, недавно открывшейся «Тропик Кофе» на Краснофлотцев, 15.

Эльмаш — большой микрорайон, поэтому в разных его частях ситуация с транспортной доступностью отличается. Я живу в прекрасном месте, откуда пять минут идти до одной трамвайной ветки, еще пять минут — до другой. Столько же до троллейбусов и автобусов. В 15 минутах расположено метро. От дома до центра добираюсь за 30 минут. 


Парки Эльмаша обычные и довольно маленькие. Они больше подходят для семей с колясками — активной молодежи тут делать нечего. В самом крупном — Калиновском лесопарке — я не была со школы. Территория «Калининца» не приспособлена для прогулок. Тут даже нет лавок, зато есть платные беседки. На районе мне не хватает мест, куда хотелось бы сходить и развлечься. Торговый центр Veer Mall вполне может стать такой локацией.

Центр культуры «Эльмаш», бывший ДК, находится на пересечении двух крупных магистралей — Старых Большевиков и Баумана. В строительство дворца вложили порядка 6 миллионов рублей — большая сумма для того времени. ДК украшали скульптуры, картины, хрустальные люстры. Открытие состоялось в 1953-м — в год смерти Сталина. В центре фойе стоял его монументальный скульптурный портрет. Сейчас центр культуры живет жизнью большинства российских ДК, площадь перед ним выглядит уныло. За зданием расположен сквер — одно из главных тусовочных мест Эльмаша. В последние годы его пытаются развивать и оживлять, поставили кучу каких-то аттракционов.

Зачем нужно изучать районы Екатеринбурга

Я работаю менеджером проектов и куратором сувенирного направления Музея истории Екатеринбурга. Занимаюсь всем, что связано с магазинами музея и их наполнением, созданием сувенирной продукции. В рамках проекта «Екатеринбург — город 7 районов» курировала первичную разработку портала и занималась линейкой сувениров. «7 районов» — это большое, последовательное изучение частей Екатеринбурга и репрезентация его результатов в формате путеводителей, выставок, спектаклей, экскурсий, сувениров и не только. Скоро выпустим новую онлайн-игру о районах Екатеринбурга.

Исследование районов — очень важное дело. Это одновременно и трудоемкий сбор разрозненных фрагментов истории районов воедино, и разговор о связи с местом обитания, который влияет на твое восприятие окружающего пространства и поведение. После начала работы над проектом мое мнение об Эльмаше сильно изменилось. Я стала более осознанно относиться к своему району. Екатеринбург — один из пионеров в «районной» теме в России: в других городах этот процесс только запускают, а до полноценной палитры продуктов, как у нас, насколько знаю, еще никто не дошел. Главная цель нашего проекта — вызвать у жителей Екатеринбурга интерес к своим районам. Когда я вижу людей с мерчем «Екатеринбург — город 7 районов» в городе, то понимаю, что все было не зря.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

#город#личный опыт#екатеринбург
городличный опытекатеринбург
Сейчас обсуждают
Аноним
29 марта 2024
редакцияeditorial@cian.ru